Капитализм ставит перед обществом задачи, неразрешимые в рамках самого же капитализма. Например, колоссальная норма прибыли от продажи наркотиков, таких как алкоголь и табак, заставляет капиталиста стимулировать потребление этих ядов, но при этом их потребление порождает чудовищные проблемы перед всем обществом, т.е. задевает интересы и самого класса капиталистов. Возникает неразрешимая в антагонистическом обществе коллизия. Можно было бы привести ещё массу пример, но я заострю внимание на транспортной проблеме г. Москвы. Неравномерный характер развития экономики отдельных регионов России вследствие концентрации капитала около источников сырья и исторически сложившихся центров торговли, приводит к образованию такого уродливого явления, как капиталистические мегаполисы, когда колоссальная масса людей концентрируется на ограниченной площади, а огромные свободные площади вокруг пустуют. Капиталист сам себя загоняет в угол вонючей клоаки из окурков, смога, помоек и пробок. Такие явления мы наблюдаем по всему миру: Мехико, Буэнос-Айрес, Сан-Пауло, Нью-Йорк. Список можно продолжать. Навязываемое капиталом безудержное потребление, порождает товарный фетишизм, который в свою очередь порождает модели поведения людей, противоречащие здравому смыслу. В частности, проявлением товарного фетишизма является мода на индивидуальные транспортные средства. Мода всячески подстёгивается автостроительным капиталом, ведущим жесткую пропаганду своего товара. Автомобиль становится неотъемлемым атрибутом преуспевающего человека, символом достатка и ума, т.е. всем тем, что подробно описал ещё в 19 веке К.Маркс. Советская Власть, осознавая транспортную проблему и имея рычаги для её решения, искусственно завышала цены на автомобили, но при этом всестороннее развивала общественный транспорт. В наши суровые капиталистические будни приобрести ржавое коптящее корыто, способное доставить человека из точки А в точку Б, можно за 300 долларов. Большинство жителей Москвы, подстёгиваемые пропагандой и навязанной капитализмом парадигмой поведения при условии относительной доступности, приобретает автомобили, хотя в этом нет абсолютно никакой необходимости. На этот процесс накладывается уход государства из сферы общественного транспорта и его коммерциализация. И как следствие мы наблюдаем, такое явление на дорогах Москвы, как пробки из частных автомобилей и огромного количества маршруток, попирающих все правила дорожного движения. Особенно остро проблема стоит в местах транспортных развязок, где маршрутки создают колоссальные проблемы. Также необходимо добавить ещё два фактора, существенно влияющих на дорожную ситуацию: крайне низкий культурный уровень водителей, связанный с общей капиталистической деградацией населения и большой процент приезжих из других регионов, плохо адаптированных к условиям мегаполиса. Вследствие капиталистической неравномерности развития регионов страны процент приезжих неуклонно растёт. Для многих жителей страны работа частным извозом на улицах Москвы чуть ли не единственный способ выжить. Автомобилям таких извозчиков место давно на свалке. Огромен поток едущих на работу в Москву из соседних областей, вследствие чего создаётся катастрофическая ситуация при въезде и выезде из города. Критическая ситуация сложилась в сфере общественного транспорта. Начнём с основного из них – метро. Советские конструкторы проектировали метро на максимальное число в размере 6.5 млн. пассажиров в день. Этого с лихвой хватало при нормальном, а не перекошенном капиталистическом развитии регионов. Сегодня метро перевозит около 10 млн. человек в день, почти в 2 раза перекрывая проектную норму. Естественно, что ни о каком комфортном перемещении в таких условиях не может быть и речи. Значительно ухудшает ситуацию крайне низкий культурный уровень пассажиров, отсутствие элементарных навыков, способных значительно облегчить напряжённую ситуацию. Например, вход-выход пассажиров в вагон резко затрудняется людьми, пытающимися пролезть в вагон, не пропустив выходящих пассажиров, или перекрывающими проём дверей, сужая поток выходящих и замедляя таким образом процесс посадки-высадки, вследствие чего замедляется движение поездов. Тяжёлая ситуация складывается на эскалаторах, правила движения по которым давно устарели и требуют незамедлительного пересмотра. В частности, требуется ввести запрет на проход пассажиров по левому ряду эскалатора, идущего на подъём. Сбиваясь в один ряд (правый), пассажиры создают огромные заторы перед входом на эскалатор. Не соблюдаются правила, устанавливаемые знаками, на проход по туннелям переходов. Поток людей, спускающийся по установленному тоннелю, игнорируя знаки, устремляется в тоннель для поднимающегося потока, перекрывая, таким образом, этот поток и создавая затор на платформе. Решением данной проблемы является установка охраны, но это естественно удорожит проезд. Существенно затрудняют перемещение пассажиров наличие торговых павильонов, приносящих хорошие барыши хозяевам метро. Неуёмная жажда прибыли и высокие тарифы на электроэнергию толкают хозяев метрополитена задирать цены на проезд, не обновлять парк поездов, экономить на ремонте. Из-за этого, начиная, с 18 часов, т.е. когда начинает спадать пассажиропоток, но всё равно оставаясь очень большим, часть поездов отправляется в депо, ухудшая и без того сложную ситуацию. Обстановка в час пик складывается таким образом, что без хорошей физической подготовки лучше не попадать в метро. На некоторых станциях, например на Библиотеке им .Ленина, пребывание просто-таки опасно для жизни из-за угрозы быть сброшенным на пути. Высока вероятность терактов. Всё вышеизложенное отпугивает обывателя от метро и толкает к покупке автомобиля. Т.е. имеет место быть положительная обратная связь, приводящая к полному параличу наземного транспорта. В наземном общественном транспорте положение ещё хуже. Гонясь за сверхприбылью, капиталист установил издевательские турникеты, которые приводят в часы пик к образованию часовых очередей на некоторых маршрутах. Автобусы, длительное время загружающие пассажиров через турникеты, также создают масштабные затруднения на дорогах. При этом цена проезда в общественном транспорте Москвы соизмерима с ценой проезда в США, но при многократном отставании доходов жителей. Растущий поток транспорта не соответствует количеству и качеству дорог. Ведь от дорог капиталист не получает быстрой и высокой прибыли, поэтому не торопится вкладывать в них капитал. Большие сложности вносит грузовой транспорт. Сотни тысяч небольших грузовичков развозят товар для неисчислимого числа торговых лавок и офисов. Миллионы машин с купленным техосмотром безбожно отравляют воздух, усугубляя и без того стрессовую ситуацию для жителей города. Вследствие низкого среднего уровня интеллекта водителей происходит огромное количество ДТП, разбираться с которыми далеко не спешит насквозь прогнившая милиция, поставленная капиталом на хозрасчёт. Одно мелкое ДТП способно парализовать на долгие часы движение даже на широких проезжих частях, т.к. водители сами себе перекрывают воздух, стараясь проехать быстрее других участников движения, нарушая при этом ПДД и не соблюдая элементарные правила поведения.
Каковы пути разрешения сложившейся ситуации? Сократить число единиц личного автотранспорта? Это невозможно, т.к. понесут убытки капиталисты, связанные с торговлей и производством автомобилей. Развивать общественный транспорт и убеждать или вынуждать людей ездить на нём? Ведь, к примеру, автомобиль «Волга» потребляет бензина 15л на 100 км., перевозит, как правило, одного человека, занимает площадь на дороге 10 кв. м. Но один автобус занимает площадь равную двум автомобилям «Волга», потребляет солярки 20 литров на сотню пробега, но перевозит одновременно 150 человек! Но это невозможно, т.к. не приносит быстрой прибыли и требует колоссальных капиталовложений. По этой причине остановилось строительство метрополитена. Увеличить число дорого, повысить их качество, построить новые развязки без светофоров? Это невозможно по предыдущей причине. Повысить культурный уровень водителей? Невозможно, т.к. капитал всеми силами способствует деградации населения. Упорядочить работу ДПС? Невозможно, т.к. капитал не будет выделять из своего кармана деньги на зарплаты работникам ДПС. Убрать грузовой транспорт? Нереально, т.к. кто тогда будет снабжать миллионы магазинчиков. Это только в условиях социализма снабжение населения централизовано и упорядочено. Ограничить поток приезжих? Не получится, т.к. где тогда взять капиталистам дешёвую рабочую силу? А что делать людям в бедных регионах, где не хватает рабочих мест?
Таким образом, налицо тупиковая ситуация, неразрешимая до тех пор, пока капитал стоит у власти. Выводы делайте сами.