кузька » 25 июн 2025, 10:03
«Как мошенники «спасают» от мошенников»
Коллеги из Департамента по предотвращению мошенничества рассказали о схемах, которые пользуются популярностью у телефонных мошенников.
Под различными предлогами они пытаются получить доступ к личному кабинету и аккаунту на портале Госуслуг.
Но в некоторых случаях это только первый этап атаки.
А иногда мошенники даже возвращают аккаунт владельцу, чтобы вызвать дополнительное доверие.
Конечная цель мошенников – похитить денежные средства.
1. Звонок от почты/налоговой
• «Вам письмо/посылка, но отправить не получается – проблема с данными.
Необходимо зайти в ваш аккаунт Госуслуг чтобы синхронизировать данные с Почтой».
• Пользователю отправляется фишинговая ссылка в мессенджере – копия сайта Госуслуг.
После ввода данных аккаунт переходит к мошенникам.
• Далее поступает звонок якобы от «Роскомнадзора»/сообщение от «горячей линии Госуслуг»: «Зафиксирован взлом аккаунта и утечка всех персональных данных, свяжитесь с нами по этому номеру».
Жертва находится в уязвимом психологическом состоянии и звонит с просьбой о помощи.
• На другом конце провода мошенники от имени гос. структур объясняют всю серьезность ситуации и переходят на следующий этап схемы.
«Сам факт угона аккаунта не так важен и мы поможем его восстановить.
Но теперь ваши данные и счета под угрозой, а вы можете стать фигурантом уголовного дела за финансирование терроризма.
Нужно выполнить наши инструкции и перевести деньги на безопасный счет».
2. СМС с кодом от нейтральных сервисов.
Мошенники вводят номер телефона жертвы в нейтральных сервисах: литрес, доставка цветов и т.д.
Сервисы, которые обычно не ассоциируются у людей с финансовыми рисками, угрозой утечки конфиденциальной информации.
• «Вам доставка, чтобы получить назовите код из СМС».
Как правило, уровень бдительности связанный с этими сервисами намного ниже и вероятность того что человек назовет код, не связанный с банками и госуслугами повышается.
Могут даже разыграть в конце разговора ситуацию: «ура, развели на код».
• Далее как и в предыдущей схеме с жертвой связываются мошенники, которые теперь представляются сотрудниками гос. структур/службы поддержки.
Сообщают, что код который был назвал привел к тому что теперь все данные утекли и в руках мошенниках.
«Вы столкнулись с новым видом мошенничества: подмена имени отправителя в СМС, код который вам прислали ранее был от Госуслуг. Необходимо выполнить наши инструкции».
• Иногда мошенники предлагают перейти на «защищенный канал видеосвязи» — это позволяет настроить трансляцию экрана жертвы и получить необходимые данные/коды авторизации.
Мы рекомендуем:
- При любом подозрении завершить вызов, самостоятельно позвонить в официальный колл-центр и уточнить все интересующие вопросы в организации от лица которой к вам обращаются
- Не сообщать коды безопасности и пароли из СМС никому
- Использовать двухфакторную аутентификацию
- Если доступ к вашему аккаунту на Госуслугах получили мошенники и вы не можете его восстановить (изменен телефон/e-mail) необходимо обратиться в Центр обслуживания.
Можно попробовать оперативно восстановить через банковские приложения, например Сбербанк-онлайн.
На главном экране выберите «Все сервисы» -> «Госуслуги» -> «Восстановление доступа на Госуслугах»
- После восстановление доступа к аккаунту рекомендуем проверить кредитную историю и другие несанкционированные вами действия/изменения
Уважайте стариков.
-
когда не знаешь что делать, делай что должен!