По просьбе уважаемого Шпунтика смиренно отчитываюсь об аудио-доделке передних дверей Kia Cerato.
Собственно говоря, проведенные работы отнюдь не являются новостью и неоднократно демонстрировались форумчанами:
- Вибродемпфирование внутренних поверхностей дверей
- Установка новой акустики: как мидов, так и твитеров
- Установка кроссов и прокладка проводки
- Заклеивание самой двери с тем, чтобы создать ЗЯ для низкочастотного динамика
- Установка дверной обшивки на место
Довольно подробный отчёт об аудиоподготовке дверей с фотографиями - выкладывал, в частности, наш одноклубник
Tarantino (ныне имеет ник
Викторыч). Его отчёт лежит в ФАКе по Cerato,
вот здесь.
Возможно, мне удастся разнообразить свой отчёт анамнезом и описанием изменений в процессе доделки. Также следует принять к сведению тот факт, что делал я всё это впервые в жизни и результат, который получился, может показаться кому-то отнюдь не вдохновляющим.
АНАМНЕЗ:
Ещё в прошлом году, вскоре после покупки машины, - я озадачился заменой акустики. На мой слух, она начинала "отдавать" низкие частоты только после достижения определенной громкости, довольно большой и не всегда комфортной. Кроме того, хотелось "аудиоподготовить" двери с тем, чтобы улучшить звук и в целом.
У меня хэтчбек, двое колонок в передних дверях, двое - сзади, по бокам от поднимающейся полки багажника. (фототчёт о том, как добраться до задних динамиков с целью их замены - я выкладывал
вот здесь.).
Формально (по спецификации автосалона, продававшего мне машину) и визуально (по решеточке) - должно было быть 6 динамиков: к 4 уже упомянутым мидам плюсуем два твитера:
Однако вскрытие обивки показало, что в моей комплектации никаких твитеров нет, равно как и проводки к ним.
Круг целей и задач был ясно очерчен, и я, как деятельный дилетант, приступил к изучению матчасти и поиску необходимого матерьяла.
ПОИСК РЕШЕНИЯ:
Тут надо сделать несколько странное и неожиданное для читателей ветки "Аудио" лирическое отступление.
Дело в том, что я с детства плохо слышу на оба уха, и процесс этот с течением жизни только прогрессирует. "Дело не беда", как говорится, но к настоящему моменту мои потери слуха имеют вот такой интересный график
:
Говоря словами: если в низких частотах у меня потери слуха не столь значительны, то в "верхах" они составляют до -120 Дб, да с "обрывом". Точных частот не помню, но и так понятно, что для меня "верхи" отнюдь не являются "опорными" частотами, а вот "басы" - я бы покушал с удовольствием.
Это вовсе не значит, что мне "всё равно что слушать - лишь бы бУхало". Наоборот: в силу затруднений в распознавании музыкальных фраз - требуется именно внятно звучащая система, а "отсутствие верхов" - это именно самых верхов. Диапазон "выше среднего" мне тоже необходим, без него картина будет узка и плоска и не столь распознаваема.
Сообразно с этим я и подошел к выбору.
Ясно было, что для мидбаса актуальны:
- аудиоподготовка дверей
- мидбасы с хорошей отдачей в низах: сабвуфер я никак не планировал
- поскольку требований к твитерам у меня лично не было никаких, то я довольствовался теми, что могли бы идти в комплекте. С одной стороны они нужны, чтобы я мог "взять" ушами хоть что-то из их нижнего диапазона, а с другой - чтобы всё-таки в машине был законченный звук - для уважаемых пассажиров.
Изучив массу отзывов и мнений, а пришел к выводу, что подходящий для меня вариант - это
Ural AS-W1625 (серия Warhead). Комплект, очаровавший меня также и своей ценой (около ста долларов в Санрайз), включал 6.5" миды, пищалки и кроссы. В случае краха моей дилетантской эпопеи жалеть мне было бы не о чем.
ПРОЦЕСС:
Я не буду описывать процессы оклеивания двери изнутри и вырезания подиума жесткости (не пинайте за "термин") для динамиков.
Надо лишь отметить, что эти "басистые" Уралы даром что получили наименование "бесплатный сабвуфер" - они имеют нехилых размеров магниты, благодаря которым, видимо, и качают басы.
Выснилось, что даже будучи поставленными на фанерное кольцо, габариты магнитов не дают полностью опускаться стёклам дверей. Пришлось подниматься (вылезать наружу) ещё больше, вторым слоем фанеры.
Тогда я упёрся уже в обшивку дверей - она уже никаким макаром не могла встать на свое место, упираясь в динамик.
Отступать мне было некуда, и стачивая миллиметр за миллиметром второй фанерный круг подиума, я добился того, чтобы при опущенном вниз стекле динамик не касался его магнитом едва-едва. При этом "недожим" упиравшейся в динамик обшивки двери сократился до полусантиметра. Но остался. Несмотря на то, что я полностью срезал с внутренней стороны дверной решетки кольцо, образовывавшее туннель от старого динамика.
Последние защелки обивки, что ближе всего к углу, где динамик - защёлкнуться не могут, а если могут - то выскакивают обратно. На углу, собственно, - и щель:
Хотя со стороны это нисколько не заметно:
Собственно говоря, я мог бы решить эту проблему до конца, изменив угол установки динамика. Но рассудив, что если штатные были прикручены к плоскости с таким-то углом, то хорошо бы этот угол сохранить и в новой инсталляции: не даром же именно этот угол был задан проектировщиками салона именно этой модели машины.
Кроме того, я не хотел рисков игры мидбасов "друг в друга", когда они расположены напротив друг друга фронтально.
В итоге я имею толстые, смешные, кривые подиумы, обструганные руками в поисках тех миллиметров, которые могли бы быть наилучшим компромиссом в в оказавшемся столь тесном пространстве под обшивкой.
Как нетрудно догадаться, - на этом силы меня оставили.
Обклеив изнутри дверь, установив новые мидбасы и подсоединив их к штатной проводке - я уже был вознагражден. Бас пошел сразу, с минимальных уровней громкостей и его характер приятно порадовал.
Оставалось "закрыть" объём дверей и доставить твитеры.
Но, как известно: нет ничего более постоянного, чем временное.
Осень подошла к концу, за ней наступила зима и производство каких-либо дальнейших работ в машине оказалось для меня невозможным. Нет у меня ни тёплого гаража, ни "своего" сервиса.
Долгими зимними вечерами я мог заниматься лишь твитерами. Приносил домой дверные панели и расширял штатные отверстия в обивке под установку твитеров. К твитерам прилагались состоящие из двух половинок корпуса, внутри которых твитеры можно поворачивать (ориентировать). "Фронтальную" половинку я вклеил в подоготовленное место в дверной обивке с помощью эпоксидки. Тыльная крышка - защелкивается вслед за установленной пищалкой).
Из салона виды соответственно вот такие:
===============================
"Прошла зима, настало лето - спасибо Партии за это!"
Всё то время, пока я ездил на своей недоделанной системе - я часто спрашивал у попутчикив - "что у меня со звуком"? Честных ответов было два:
- Весь звук завален вниз, нет верхов ("Ага, я ж ещё твитеры не ставил!")
- То, что есть в низах - звучит глуховато, как будто из бочки. Это я слышал и сам: звук был немного ватный, слишком мягкий бас там, где должен быть э-э-э-э панч (?). "ббум!"...
Последнее замечание меня немного расстраивало: такой же эффект был и при штатных колонках, когда я "ещё ничего не ломал". Неужели это - общее свойство акустики салона моего автомобиля?
Тем сильнее была моя решимость побороть это всё путём доделки. Вышеупомянутые Уралы (опять же по отзывам) - вообще хорошо могут звучать только в ЗЯ, а не в дырявой двери, как у меня. Заклеим!
И твиттеры поставим - чтоб всем свистело!
И эти майские праздники я провёл на коленях: клея двери и меняя заодно провода от дверей к ГУ. Раз уж заклеивать всё на хрен, без возможности последующего доступа...
Заклеил я не так красиво и монолитно, как это приходилось мне видеть на картинках.
Во-первых проданный мне материал - без фольги. Что-то не то мне впарили?
Во-вторых - я заклеивал именно частями, только отверстия. "Сплошняком" у меня не хватило бы материала на обе двери сразу, да и холодная погода делала материал ломким, греть его целиком феном у меня не было возможности. В местах контакта поверхностей - я просто прогревал его обычной зажигалкой и прижимал-продавливал про профилю руками... Такое вот садо-мазо и его результат:
Дальше понятно: проложили проводочки, проклеили, прикрутили к кроссам.
Заодно попытался восстановить "туннель" от самого динамика к обшивке: чтобы звук не уходил вбок и не гулял-гудел между дверью и обшивкой, а дул прямо в салон, в попу слушателям.
Использовал весьма плотный поролон - пенистый материал, в который пакуют офисную технику. Вот такой:
Кажется - не очень получилось: я не знаю - еслть ли в итоге плотный контакт с обшивкой, не сечет ли вбок всё равно? Придётся, наверное - переделывать, примеряя толщину материала пластилиновыми "колбасками" по кругу.
СУБЬЕКТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Честно говоря, слушая всю зиму свою недоделку, я думал о том, что твитеры мне не помогут. Я пришел было к выводу, что я взял слишком "басистые" миды, и для лучшего
для меня звука, следовало бы поставить что-то
поширокополоснее что ли... Чтоб было больше средних и выше, чем в этих уральских "Боеголовках"...
Но когда я всё доделал и поставил твитеры - я понял, как я ошибался в отношении себя самого: ураган верхов дошел до моих ушей - вполне. Я, видимо, - слишком переоценивал "высокочастотность" пищалок и, как следствие, - бесполезность их для меня лично.
Мой Итог:
- бас перестал быть "подушечным", стал упруже и богаче по деталям.
- появившиеся ВЧ развернули (даже для меня) звуковую картину чуть ли не вдвое. Впервые в этой машине полез в настройки высоких частот в эквалайзере ГУ.
- Кольца на динамиках ("туннель" к обшивке) - буду доделывать. Хотя уже не уверен, что услышу разницу. Ну может - хоть обшивка так содрогаться перестанет?