"Нафига козе баян?" (с) риторический вопросда и в самом деле... чтобы такое рассказать про бензин, чего вы не знаете, но именно ХОТЕЛИ бы узнать.
пожалуй это и есть самый сложный вопрос... и в самом деле конкуренция среди производителей и продавцов топлив огромна, на рынке появились достаточно именитые компании которые заставляют производителей выпускать пригодный почти во всех отношениях бензин. ну а если бензин пригоден, Вам-то зачем знать о причинах его годности? ну залили и залил. поспорили что лучше 92 или 95, да и будет на том.
"я то зачем полез?! я даже ч-и-т-а-т-ь не умею..." (с) анекдотно, так или иначе, видя, что споры в основном заходят про всякие злые присадки типа ферроценов или этилсвинца, хочется объяснить технологию, как именно мы это (топливо) делаем.
я не буду описывать процесс переработки (как прямой так и вторичной), перейдем к главному:
если вы действительно хотите понять чем отличаются бензины.
что следует знать про взаимодействие бензина и двигателя (принцип работы двигателя думаю описывать не надо, тут люди умные)
пункт номер 1:
- все знают что бензин должен воспламенятся.
- 99% знает что воспламеняется не бензин, а топливно-воздушная смесь.
вот тут и начинается первый "прикол"...
ну хорошо все вкурсе, что бензин испаряется. но не быстро. и чем выше температура - тем быстрее.
летом - понятно, а зимой? не многие знают, что бензин на ряду с дизельным топливом тоже имеет летний и зимный классы, они как правило не офишируются, и забота эта отдана переработчикам/производителям.
Запуская холодный двигатель нужно уже иметь достаточно паром бензина, чтобы создать смесь.
это отражается тестом:
давление насыщенных паров = ДНП (цифры, по которым можно понять купили вы летний или зимний - можно найти в сертификате на любой нормальной заправке, они обязаны его иметь).
таким образом бензин зимой должен содержать большее количество легких углеводородов...
с другой стороны горячий двигатель с большими испарениями бензина - задохнется. именно поэтому было принято решени жестко нормировать это давление
не вдаваясь в тех.подробности, стандартно: давление повышают или уменьшают газами, точнее газом: бутан
поэтому если вы слышите, что бензин произведен с добавлением газовых компонентов - не пугайтесь. все нормально.
добавьте больше или меньше и получите годный для эксплуатации бензин.
если внимательно понаблюдать за заправкой авто, вы его (бутан) увидите.
вставьте пистолет и заправляйте, а сами смотрите на горло бака, увидите бесцветный "пар". это и есть газ бутан.
именно поэтому "не рекомендуется" курить на заправке
страшен даже не сам бензин, сколько газ. а как воспламеняется газ, думаю каждый себе может представить.
(конечно, для воспламенения требуется опред. концентрация, но всеж аккуратнее там...
ну это была лирика, те кто прочел - молодец. а теперь о главном:
Октановое числозабегая вперед - почему "октановое", почему не назвали по-другому ("по-человечески" как выражаются некоторые
.
да все очень просто: поскольку показатель наиважнейший нужно было принять некую единую "шкалу ценностей".
единое измерение этого числа. ну и придумали собственно...
есть такие 2 хим.вещества:
1)
изооктан (он же 2,2,4-триметилпентан)
и
2) н-гептан
шутка юмора состояла в том, что
изооктан имеет октановое число равно 100, а норм.гептан = 0
думаю вам не составит труда прикинуть пропорцию как из этих двух компонентов создать нужную смесь.
т.е. проще говоря склько изо
октана вы внесли в смесь, такое и
октановое число.
и вроде бы просто, но есть нюанс... о нем чуть ниже
для справки: Октановое число показывает нам, как именно будет вести себя бензин в двигателе, а еще точнее будет ли он "детонировать"?
что вобще за зверь детонация?:
представьте себе, что уже готовая смесь бензина и воздуха попала в цилиндр, поршень идет в ВМТ (т.е. вверх) и сжимает смесь, все идет хорошо, вот только одно мешает...
смесь нагревается, помимо того что сам двигатель уже горячий, так и по законам физики - смесь паров при сжатии нагревается. и может статься так, что сжатие будет черезмерным - и смесь САМОвоспламенится.
этим вобщем и пользуются дизелисты
но что дизелисту хорошо, то ...
бензиновые моторы этого не любят, нарушается цикл и страдают внутренности.
смесь воспламенилась, но выпуска еще нет. в итоге начинается борьба между коленвалом который толкает поршень в нужную вернюю точку и самим поршнем на который давит взрыв (давит конечно вниз, а колено вверх).
в общем и целом такое "перетягивание каната" отчетливо слышно по стуку или бренчанию внутренностей двигателя.
как же быть если "и хочется и колется"? а здесь ответить на вопрос "чего лить" поможет знание тех.параметров двигателя, а именно
СТЕПЕНЬ сжатия.
теперь вспоминаем про эталонную смесь изооктана и гептана и задумываемся на "нюансом":
почему гептан имеет окт.число = 0? потому что ему
требуется меньшая степень сжатия, чтобы он воспламенился.
а что такое "степень сжатия"? правильно это отношение объемов цилиндра, а именно объем цилиндра по достижению НМТ (нижней мертвой точки цилиндра) к объему ВМТ (т.е. верхней). разделив одно на другое "прикинем хрен к носу".
а после прикидки поймем что: чем больше степень сжатия, тем мощнее двигатель (хотя если правда - "тем длиннее рабочие ходы поршня", т.к. мощность современных двигателей стала расплывчатым понятием, слишком много "инноваций". но так проще для понимания).
ключевая мысль: давайте ответим сами себе на вопрос "какой бензин лить?".
есть два варианта решения, первый: детонация есть? нет? ну и отлично.подходит.
второй: узнаем степень сжатия вашего мотора и решим чего будем лить.
еще чуть лирики:
на той же заправке, спросив сертификат, вы можете увидеть 2 параметра:
- октановое число по исследовательскому методу
- октановое число по моторному методу
нафик это надо? дело вобщем житейское:
ОЧ по иссл.методу - это моделирование мягкой работы мотора - ну типа езды за городом.
ОЧ по моторному методу - это жесткий режим. в т.ч. под нагрузкой.
учтите, что когда вы на заправке говорите "мне 92", вы имеете ввиду "мне бензин с окт.числом по исслед. методу = 92" (а не по моторному!).
опять же чуть забегая вперед, запомните:
- у хорошего 92-го бензина
окт.число по иссл. методу =
не менее 92,
а по моторному =
не менее 83(для 95-го = 95/85 соотв.)
с международной точки зрения переработчиков - значение по исслед. методу = фикция.
нам важен моторный метод. т.е. какой бензин делать, чтобы двигатель работал нормально.
теории "овощеводства", нас мало интересуют.
именно поэтому зачастую зарубежные компании пишут среднее этих чисел, т.е. складывают и делят на 2.
но к России это не относится, поэтому так просто - имейте ввиду.
теперь, после теории, возвращаемся к одному из начальных вопросов - всякие гадкие присадки. да пожалуй, тут очень обширное поле деятельности... всего и не описать. да и тут целый трактат писать надо. лень. пройдемся по-быстрому:
1-ый вариант) Этилированный бензин.
в настоящий момент запрещен законодательно.
но для общего сведения - ранее это делалось просто:
в бензин добавлялся тетраэтилсвинец (ТЭС) или тетраметилсвинец (ТМС).
прелесть состояла в том, что оба вещества сущ. увеличивали окт. число, но при этом не влияли ни на ДНП на на другие свойства.
минусы: смертельно опасно (особенно второе). как для человека, так и для экологии.
в чем же прикол? если все так плохо и опасно. запретить и расстрелять.
а нюанс в том, что свинец как компонент до сих пор можно встретить в бензинах (наряду с некоторыми другими металлами), которые многие ошибочно принимают за пресловутые присадки.
нет, ребят дело не в присадках.
металлы - подавляют воспламенение.
вернитесь чуть ранее и поймите - чем ниже окт. число, тем больше вероятность детонации двигла. (или вобще самовоспламенение бензина).
если прочтете еще раз, поймете что утверждение:
"в 95-м больше присадок!" -
ошибочно.
в том же 92 бензине, зачастую можно встретить - металлов (на свечах увидите) больше чем в 95.
металлы на свечах это ничто иное как антидетонатор, ввиду не совем правильного смешения компонентов бензина. поменяйте заправку.
второй вариант: кислородсодержащие добавки (спирты / эфиры и т.д.)
именно эти добавки используются при настоящем производстве бензина (под. преимущество).
тут множество вариантов - метанол, этанол, третбутиловый эфир, т.амиловыйэфир и еще масса страшных и не очень - слов.
так же не стоит забывать, что сама по себе технология переработки тоже продвинулась, поэтому зачастую бензин содержит продукты вторичной переработки, с установок алкилирования, гидрокрекинга, газофракционирования или каталитического риформинга. все эти страшные слова позволяют получать "бензиновую смесь" (в кавычках, т.к. чистый бензин - будем считать получается простой, прямой перегонкой), минимизируя какие-либо добавки.