Вентиляция салона KIA Sportage 2 от солнечной батареи.
Наступило лето. Авто по рабочим дням обычно запаркован у работы до 9 часов подряд в самую жару. Садишься как в печку. Минут 5 надо проветривать, чтобы более-менее комфортно можно было ехать. Пока ещё кондей раскочегарится… Всякие шторки не очень помогают. А тут ещё замаячила поездка на юга. Памятуя о тамошней жаре, решил сделать себе принудительную вентиляцию салона на стоянке, чтоб хоть как-то ослабить его прогрев. Понятно, что так никаких аккумуляторов не хватит сутками крутить вентилятор. Поэтому решил использовать солнечную батарею. Основная задача – на халяву крутить вентилятор в салоне для притока наружного воздуха. Ну и просто интересно попробовать, HI-TECH.
Размещение батареи предполагается временное, быстросъемное, на торпедо под лобовым стеклом или на задней полке багажника, в зависимости от солнца.
Подходящие солнечные элементы нашел такие:
• 18В, 2.5Вт, 130мА.
• 19.4 x 12 x 0.3 см.
• Поликристаллический кремний.
Сразу отбросил идею крутить штатный вентилятор отопителя – ток ему нужен конский, поэтому использовал дополнительный, DeepCool XFAN 120.
По номиналу он 12В, 1.2Вт, т.е. ток порядка 100мА. Начинает крутить от 6.5В. Стабилизатор напряжения ему не нужен, можно подключить к батарее напрямую, перенапряжения он не боится. Не громкий, производительный. Диаметр 120мм, толщина 25мм. 1300об/мин при 12В, 800 при 6.5В. У вентилятора 3 провода: красный, черный и желтый. Красный – плюс, черный – минус, а желтый не нужен.
Напряжения и тока одного элемента солнечной батареи вполне достаточно для такого вентилятора. Но всё равно для увеличения выходного тока необходимо соединить несколько штук параллельно. Каждый элемент в теории может обеспечить до 130мА. Но это в Гималаях летом. В наших среднерусских реалиях получается максимум 50мА с учетом того, что не всегда прямое солнце, а лобовое стекло дополнительно снижает инсоляцию ещё процентов на 30%. Ну и плюс потери от нагрева самой батареи. Соответственно надо 4 элемента, они обеспечат до 200мА. Если элементы просто соединить параллельно, то получаем немного заниженное напряжение и заниженный ток. Связано это с тем, что напряжение и ток с элементов несколько различаются (разброс параметров, разная освещенность). При этом меньшая по мощности из батарей начинает забирать на себя часть общей мощности. Но если каждый элемент включит через диод Шоттки, то увеличение мощности станет заметно. Нужны именно диоды Шоттки (от 30В, 1А), у них падение напряжение вдвое меньше, чем у обычных. В данном случае это важно.
Итак, 4 элемента соединяем параллельно через диоды и монтируем всё это в некую складывающуюся конструкцию. Я использовал подходящую папку размером чуть меньше А4 так, чтобы раскладывалась на 4 части. В сложенном виде помещается в бардачок. Решение временное, для проверки работоспособности и оценки полезности. От центральной точки соединения делаем отвод сдвоенным кабелем с разъёмом, чтобы по длине хватало до штатной розетки на консоли, там рядом будет и разъём вентилятора.
Сам вентилятор я разместил под фильтром салона, т.к. надо, чтобы засасывался свежий воздух с улицы, а не просто гонять его по салону. И надо, чтобы воздух проходил через фильтр, иначе будет полный салон пыли.
Для инсталляции чужеродного вентилятора надо снять бардачок, вытащить фильтр и открутить моторчик с крыльчаткой. Между крыльчаткой и фильтром есть свободное расстояние сантиметра 3, так что вентилятор по толщине спокойно туда вмещается, не мешая ни крыльчатке, ни фильтру. И по ширине как раз влезает. Направление обдува вентилятора должно быть вниз. Закрепил стяжками за пластиковую обрешетку, на которой лежит фильтр — вентилятор получается почти вплотную к фильтру. Провод вывел под фильтром, через небольшое отверстие в крышке. Самому фильтру и крышке это не мешает. Решение временное, если конструкция оправдается, врежу туда разъёмы. Конечно, сам вентилятор будет создавать дополнительное сопротивление воздуху при работе штатного, но не думаю, что это будет сильно заметно.
Подключение планируется в районе штатной розетки, под ней есть прямоугольная заглушка, куда удобно вывести разъём. Кроме того, такой же разъём выведу в багажник, чтобы подключать батарею на задней полке, ибо как будет стоять авто по отношению к солнцу – предугадать трудно. Пока просто болтается разъём под ногами пассажира.
Испытал. На прямом солнце вентилятор весело жужжит на полную скорость и из дефлекторов струится вполне себе свежий ветерок. Надо только перед глушением авто не забывать ставить забор воздуха из вне, а обдув – только в лицо.
По идее, для работы вентилятора должно хватить мощности 2 элементов. Раскидать бы все 4 штуки по сторонам, чтобы про направление на солнце не думать. И сделать их выдвижными, чтобы не разворачивать каждый раз вручную.