Фильтр центробежной очистки масла вращается за счет реактивной силы струи масла, выходящего под давлением через два жиклера. При давлении масла 2,75— 3,30 кГ/см2 корпус фильтра с находящимся в нем маслом вращается со скоростью 5000—6000 об!мин. Под действием возникающих сил механические частицы, находящиеся в масле, отбрасываются к крышке, где они откладываются, образуя плотный осадок, который должен периодически удаляться. Периодичность очистки определена в карте смазки.

Очищенное масло через жиклеры попадает в корпус масляных фильтров, из которых сливается в поддон картера.
В двигателе дополнительно предусмотрена центробежная очистка масла в грязесборниках, выполненных в шатунных шейках коленчатого вала. Очистку грязесборников коленчатого вала следует производить при смене вкладышей.
С третьего квартала 1967 г, на двигатели ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 устанавливают масляный фильтр новой конструкции (без фильтра грубой очистки), который представляет собой полнопоточный фильтр центробежной очистки масла с реактивным приводом.
Масло, подаваемое насосом двигателя, поступает в канал корпуса фильтра. Из этого канала масло через кольцевой зазор вокруг трубки 18 и через радиальные отверстия трубки и корпуса 3 фильтра поступает под вставку 7. Отсюда часть масла подастся к жиклерам 1 через сетчатый фильтр 6, предохраняющий жиклеры от засорения, а другая часть масла, пройдя через отверстия во вставке, подвергается очистке от грязи в фильтре. Принцип действия полнопоточного фильтра такой же, как комбинированного фильтра (фильтра центробежной очистки и фильтра грубой очистки масла). Масло, прошедшее через жиклеры, стекает в поддон картера двигателя. Более подробно http://zil130-131.ru/zil-130-131/sistema-smazki/maslyanyj-filtr