

Но хочу рассказать не о меде.


Несмотря на небольшие размеры поселка Борисоглебского, в нем находится одно из самых знаменитых архитектурных сооружений, которыми по праву гордится Ярославская область, да и вся страна. Это Борисоглебский мужской монастырь. С этим монастырем связано много интересных и знаменательных событий прошлого.
Монастырь основан новгородскими монахами Фёдором и Павлом по благословлению Сергия Радонежского в 1363 году. Предание гласит, что когда монахи Федор и Павел узнали о приезде в Ростов Сергея Радонежского, то пошли просить у него благословения и указать место, где воздвигнуть монастырь. Сергей Радонежский указал им место где воздвигнуть монастырь. Монахи принялись строить церковь на том месте и когда они прилегли отдохнуть к ним явились первые Русские Святые князья Борис и Глеб. После этого явления они решили назвать монастырь Борисоглебским.
Сергей Радонежский предсказал дальнейшее процветание общежитийного монастыря "Призрит Бог и Пресвятая Богородица на место сие, а страстотерпцы Бориса и Глебе в помощь да будут, в предыдущие времена превознося монастырь под великими лаврами".
По преданию, в конце XIV века в Борисоглебском монастыре принял постриг монах Пересвет. Вместе с Родионом Ослябей участвовал в Куликовской битве и пал в единоборстве с татарским богатырём Челубеем.
Перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился в монастырь к преподобному Сергию Радонежскому за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Андрей (имя в иноческом постриге) Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую Схиму (высший ангельский чин).
По наиболее распространённой версии, перед началом битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей». Со стороны татар ему противостоял богатырь Челубей (по другим версиям — Темир-Мирза либо Таврул). По преданию, Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого татарские войска наняли специально для подобных поединков. Оба противника были на конях, вооружение составляли копья. После первого же столкновения копья обоих переломались, после чего оба поединщика рухнули на землю и скончались.
Существует также другая версия поединка, в соответствии с которой Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями. В соответствии с этой версией, копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой Схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.

8 сентября отмечается день памяти инока-воина Пересвета.
Борисоглебский монастырь был любим московскими князьями и первыми русскими царями, считавшими его своим "домашним". Во время междоусобной войны середины XV в. в стенах Борисоглебской обители находил приют великий князь Василий II Тёмный. В 1440 году Борисоглебский игумен Питирим крестил в стенах монастыря первого русского царя Ивана III, сына Василия Тёмного. Как и отец, Иван III всю жизнь жаловал "домашний" монастырь деньгами и вотчинами. При сыне Ивана III, Василии III, в 1522 году в Борисоглебском монастыре начинается каменное строительство. Для этой цели в обитель был направлен великого князя мастер "каменный здатель" Григорий Борисов. В монастыре налажено производство кирпича, из округи свозятся валуны для фундаментов, добывается песок, чудесным образом обретается известь. Трижды посещал Борисоглебскую обитель Иван IV Грозный, причём первый раз ещё юношей в 1545 году. Иван Грозный сделал более 20 вкладов в Борисоглебский монастырь: книги, огромные денежные вклады и колокол весом в 138 пудов.
Вклады в Борисоглебский монастырь делали также цари Борис Годунов, Алексей Михайлович, князья Сабуровы, Пивовы, Бельские, Шуйские, Пронские, Орловы, Сумароковы и другие. К середине XVII века Борисоглебский монастырь владел 22 тыс. десятин земли и 4-мя подведомственными монастырями: Троицким на Бору, Никольским на Ковже, Спасской пустынью и Никольским на Бою. Он по праву считался одним из богатейших в Ростовской митрополии.
Очень известен был Борисоглебский монастырь в начале XVII в., когда в его стенах подвизался затворник преподобный Иринарх (1548-1616 гг.). Иринарх прославил обитель своим духовным подвигом, взяв на себя высшую степень монашеского жития - затвор, прожив веригах 38 лет. Именно он предсказал царю Василию Шуйскому "пленение Руси поляками".

В 1612 году в Ростов пришли поляки. Среди польских предводителей был пан Каменский, отличавшийся особой жестокостью. Решил он пограбить Борисоглебский монастырь. Но когда он вошел в обитель, то оказалась, что она уже разграблена, а монахи убежали или были убиты. В монастыре жили только Иринарх и его ученики. В житие преподобного Иринарха, есть упоминание как к нему пришел пан Каменский, неизвестно о чем разговаривал Иринарх с паном, но когда тот вышел от него он сказал «Такого батьки я нигде не видел». Собрал свое войско и ушел с Руси в Польшу.
В стенах Борисоглебского монастыря побывали полководцы: князья Б.М. Лыков, М.В. Скопин-Шуйский, Д.М. Пожарский и К. Минин, видевшие в преподобном Иринархе духовного наставника.
После освобождение Руси от поляков, Князь Пожарский освободил Борисоглебский монастырь от ратной дани.
Проведённые Петром I и Екатериной II секуляризации церковных доходов и земель, введение монастырских штатов, сделали Борисоглебскую обитель заурядным второклассным монастырём. Источником существования монастыря в XVIII-XIX вв. были 280 десятин земли, сад с восьмилучевой планировкой и доходы от сдачи в аренду башен и монастырских торговых лавок за крепостными стенами. Из царствующих особ в Борисоглебском монастыре побывали лишь Екатерина II и Александр III, да и то проездом из Углича в Ростов, совершая паломничество по святым местам.
Официально Борисоглебский монастырь был упразднён в 1924 году. Часть зданий была передана Ростовскому государственному музею, часть оставалась у верующих. К концу 1929 г. на территории монастыря действующих храмов уже не было. Говорят с тех пор перестал быть святой источник на территории храма и пруд, который по приданию выкопал сам Иринарх, высох и сейчас уже зарос.
В 1989 г. богослужения в соборе Бориса и Глеба возобновились, а в декабре 1994 г. возрождён Борисоглебский мужской монастырь. С 1924 г. по настоящее время на территории Борисоглебского монастыря существует музей-филиал Государственного музея-заповедника "Ростовский кремль".

По моему в 1954 году Мосфильм вел съемки в Монастыре, машина с аппаратурой не могла пройти и поломали въезд, обещали восстановить через пару лет. Но видимо забыли.

Самое интересное, что это не известь, а вырезано из кирпича.
Добраться до него довольно просто. Выезжаем на трассу М8 (Ярославское шоссе) и едем до Ростова, как въехали в Ростов по трассе М8 ищем указатель на Борисоглебское, Угличь. Напротив переезда через ЖД дорогу, разворачиваемся и на переезд. Все дальше по главной и через 18 км вы в Борисоглебском.
Остальные фотки можно посмотреть на майле
или на Photofile