Тяжело писать о войне. Тем более о войне, которая закончилась более 60 лет назад. Про ту войну, про которую уже столько написано, снято, спето. Про ту войну, про которую до сей момента ведутся жаркие споры. Про ту войну, про которую мое поколение узнавало в детстве не только из учебников, книг, фильмов, но и из рассказов своих родных. Да и я, наверное, не стал бы об этом писать, если бы не одно но…. Нет, это неправильно, не про войну я буду писать, не могу, не имею никакого права. Абсолютно никакого. Но вот свои впечатления о посещении тех мест, по которым дважды прокатился «огненный вал» боев я попытаюсь описать. Скажу сразу: это мое. И даже не собираюсь ни с кем спорить. Это то, что осталось в голове, в сердце.
Как сейчас помню: Зима, вечер, пора спать, мне года четыре. Прошу дедушку: расскажи сказку. На что он спрашивает: «А хочешь про красных казаков?» А я и не знаю, что и ответить. Про репку знаю, про курочку-рябу знаю, про колобка знаю. Много разных сказок знаю, а вот про красных казаков – не знаю. Не буду вас утомлять пересказыванием, тем более, честно говоря, практически все стерлось из памяти, но тогда я впервые услышал такие фамилии как Жуков, Гречко, Ворошилов, Рокоссовский. Да и по многих других героев войны. Именно тогда впервые, в годы так называемого «застоя», на моей «корочке» записалось: Тухачевский, Якир. Именно дед рассказал мне о генерале Власове. Да именно о том генерале, которого все называли предателем, но ни кто никогда не говорил, что именно генерал Власов командовал обороной Киева. И как командовал! Но время бежит неумолимо. Мы растем. Любимые игры мальчишек летом - в футбол, зимой - в хоккей. И во все времена года – в войнушку. Мы копали зимой в снегу окопы, летом в качестве оборонительных сооружений использовали канавы на стройплощадках, строили себе шалаши, устраивали штабы, ходили в разведку. Сколько раз я возвращался домой в таком виде, что проще было «сделать» нового ребенка, чем отмыть меня. Учеба в школе. Не могу вспомнить в учебнике какого класса, да и в каком именно, была картина П.Кривоногова «Защитники Брестской крепости», но запомнилась она мне очень хорошо.
Вот, напомню ее вам:

В те времена постановка идеологически-пропагандистской работа была просто на высочайшем уровне. И все в сумме и определило мой выбор – я стал офицером Советской армии. Но не долго им оставался. Не стало Советского Союза, не стало и Советской армии. Волею судьбы часть своей службы проходил в Белоруссии. И очень полюбил, тогда еще республику Союза, а затем и Беларусь, как независимое государство. Нет, скорее не так, скорее мне очень спокойно там. В чем выражается это спокойствие я никак не могу объяснить. Да и отвлекся я уже. Вернемся к тому, с чего я начал. К Великой Отечественной Войне. Все больше и больше лет проходит с 22 июня 1941 года. И в жизни не стал бы описывать свои впечатления от посещения мест боев той Великой войны, если бы в 95 на собственной шкуре не ощутил бы, что она, война, есть такое.
Историки, военные, простые люди много спорят о той войне. Много сломано копий. Но все сходятся в одном: Это была тяжелейшая кровопролитнейшая война. И наш народ заслужил в ней Победу. Какой ценой? Много есть мемуаров разных людей: генералов, маршалов, журналистов. А что они могли видеть? Что мог видеть тов. Жуков, будучи Начальником генерального штаба или командующим фронтом? Что мог видеть командир дивизии, когда КП ее (дивизии) находился минимум в 10 километрах от передовой? Да ничего они не видели! Нет только воспоминаний «пахарей» войны: рядовых пехоты, их взводных и ротных командиров. Именно они и могли рассказать всю правду. Но, куда это я? Опять не в те «дебри»
Часть первая: «Руины, которые плачут».
Так уж получилось, что я был в ней дважды, а кажется и ни разу. Просто все получалось настолько сумбурно, что, как говорится: Бог любит троицу. Первое посещение крепости состоялось в начале января 2007 года. Самые короткие дни и самые длинные ночи. К величайшему моему сожалению смог посетить только музей, на осмотр которого потратил практически весь день. И немного прошел по Цитадели. Именно тогда в голове родилась мысль попасть в Крепость именно 22 июня. В тот самый день, который начался 22 июня 41 и закончился лишь 9 мая 45. В тот день, когда в четыре часа утра неожиданно закончилась мирная жизнь огромной страны.
Эта поездка могла и не состоятся. Просто в повседневной текучке из головы совершенно все вылетело. Да, в воскресенье 22 числа я бы вспомнил, что очень хотел побывать в Брестской крепости именно в этот день, кусал бы локти. Но моя любезнейшая супруга 16 июня задала простейший вопрос: «Так мы в Брест едем? Или как?» Какое или как! Перед глазами встали, как при работающем в полнейшей темноте стробоскопе, величественные кадры панорамы Крепости.
Эх путь дорога… Трасса М1. Путь на запад. В виду и в связи с субботним утром и стремлением почти 50 процентов (по статистике именно 50% москвичей имеют участки за Москвой) добраться до своих загородных земельных наделов, а петь предстоял не близкий, всего-то каких-то 1200 километров, выезд наметили на пять утра 21 июня. В семь утра, за Голицино, была намечена встреча со вторым экипажем нашей экспедиции. Это были: Эра и Марат на Джипе. Именно на Джипе, а не на каком-то там внедорожнике. Что сказать о дороге: За поворотом на Рузу поток «ботаников» иссяк. И мы смело встали на крейсерскую скорость, держа 80 км/ч в населенных пунктах и около 120 вне таковых. Учитывая, что в ночь, предшествующую поездке мне удалось поспать, ну не соврать часа три с половиной, после Голицино за руль пересела моя Олька. Я же, как истинный штурман следил за дорогой, и за тем, чтобы она не сильно давила на «тапку». Но не уследил. В смоленской области, не доезжая самого града, я отвлекся и залез толи в карты, толи в планшет с дисками, но от дороги отвлекся, и услышал только чертыхания и почувствовал, что инерция от торможения врезается в меня ремнем безопасности. Подняв глаза ничуть не удивился, увидав сотрудника ГИБДД. А Олька уже останавливалась на обочине. Шайтан-прибор показывал 132 км/ч и время от засечки 41 секунду. «Отмаза» с подсчетом времени и расстояния не прокатывала, что мои штурманские мозги сразу вычислили. Спорить не стали, но все прошло благополучно. Когда у Ольки попросили доверенность на автомобиль, я сказал, что таковая не нужна, так как собственник данного чуда «низколетающей» техники находится внутри этой самодвижущейся повозки. Убедившись, что фамилии в документах на автомобиль и в водительском удостоверении совпадают, а фотография в оном практически похожа на рожу индивидуума, сидящего «по турецки» на правом кресле, надежно пристегнутом ремнем безопасности, служитель закона поинтересовался, куда же мы так «крадемся»? Услышав в ответ, что ранним утром 22 июня в Брестской крепости состоятся митинг-реквием, и что достопочтенные граждане России приглашены Брестским райисполкомом на данное мероприятие, и, увидев на плечиках на заднем сидении мой костюм, на котором поблескивали доказательства данного приглашения, «достопочтенный муж» ограничился предупреждением, но пообещал, что на обратном пути, если он нас остановит при такой скорости, без протокола мы от него не уедем. На том ему и спасибо.
На «прозрачной» границе РБ с РФ была приобретена страховка на Беларусь и наклейка RUS на «задницу» автомобиля. И путь на запад продолжился.
Мы попали в другой мир. Кажется все тоже самое, но что-то не так. Что же? Пригляделся и понял! Кругом жизнь! Да, да именно жизнь! Поля обработаны, на пастбищах пасутся коровы, а у нас? У «большого брата»? Полнейшее запустенье! А дороги. Нет, это к делу не относится. Но они там есть.
В связи с прибытием в Брест 22 июня президентов двух славянских государств, нет скорее одной славянской, а второй многонациональной, очень тяжко было забронировать гостиницу, в какую бы не позвонил, везде слышал: «В связи…» И подумалось мне: Приезжает один, гостиниц «просто завались», а номер не снять. Вот жизнь. Но повезло, забронировал по телефону два номера в «Беларусе». Прибыли, разместились. Это конечно стоит отдельного повествования. Кто снимал гостиницу при советской власти, тот это помнит. Один плюс: штампы в паспортах о регистрации брака не проверяли. Потом был ужин, у меня с пивом, а потом футбол: Россия-Голландия. А потом был ранним подъем. Я, Эра и Марат поехали в Крепость.
А теперь про Крепость:
Раннее воскресное утро 22 июня ...
На востоке, где-то далеко-далеко забрезжил рассвет. Солнце еще не показалось, но небо стало светлее...

Птицы еще не проснулись и поэтому кругом стоит звенящая тишина. И ни что не нарушает этой тишины. Ни один листочек на деревьях не шелохнется. Все и всё спит... Но это только так кажется, что все и все...
4 часа утра. Эта звенящая тишина была разорвана взрывами мин, снарядов, бомб, пулеметной и винтовочной стрельбой. Все вокруг озарилось ярким светом.

Началась Великая Отечественная война. И одним из первых стратегических объектов на территории СССР была крепость Брест




Продолжение следует!
ЗЫ Тело и мысли приходят в себя после субботне-воскресного бессоного вояжа Электросталь-Брест-Электросталь. Но как говорится: "Сбылась мечта идиота" (с) Я побывал в воскресенье 22 июня в Брестской крепости. Слов нет. Пытаюсь подобрать.